Аннотация инновационного продукта «Технология работы с ценностно-нравственными активизирующими текстами на уроках русского языка»

Опыт инновационной деятельности
Размер шрифта

Авторский коллектив: С.Н. Бабийчук, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №278; Ю.Н. Шеверева, к.п.н., заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ гимназии №278

Описание инновационного продукта

Инновационный продукт предлагает технологию работы с ценностно-нравственными активизирующими текстами на уроках русского языка.

Под ценностно-нравственным активизирующим текстом мы понимаем текст «с открытым концом», задающий обучающимся проблемную, с нравственной точки зрения, ситуацию, и призывающий их к сотворчеству, к выражению собственной нравственной позиции по отношению к проблематике текста. Продуктом работы с такими текстами выступает мини-сочинение. Использование данной технологии обладает большим потенциалом для личностного развития учащихся.

Технология позволяет включать личностно-смысловой рефлексивный процесс у обучающихся, вовлекать их в учебную деятельность на уровне субъекта, способствует развитию умений интерпретации и дискурсивной компетенции. Также технология позволяет осуществлять диагностику личностных результатов учащихся посредством анализа тексов мини-сочинений с помощью программы «Текстовый анализатор».

Актуальность (инновационность, новизна) продукта

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным - с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитию умения работать с текстом необходимо уделять внимание во всех предметных областях.

Развитие дискурсивной компетенции – умения построить самостоятельное грамотное высказывание - является одной из приоритетных задач обучения.

Деятельность по развитию дискурсивной компетенции метапредметна, соответствует идеологии федерального государственного образовательного стандарта и способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.

Наиболее благоприятные условия для развития дискурсивной компетенции складываются на уроках русского языка.

Текст – это «центральная единица обучения русскому языку и одновременно результат измерения данного учебного предмета». Текст – это не только объект лингвистического анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения; именно на этой основе формируется речевое общение.

Работа с текстом обладает большим потенциалом для личностного развития учащихся.

Достижение личностного результата напрямую связано с понятием рефлексии.

Одной из профессиональных задач учителя является включение школьника в рефлексию путем развития способности к самоанализу, самоконтролю, установлению внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я» за счет учебного планирования, самооценивания и взаимооценивания на всех этапах учебно-познавательной деятельности.

Если школьник, решая познавательную задачу, решает и личностную задачу: самоутверждения, саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, он становится субъектом обучения. Согласование субъектом учения предметной и личностной задачи и выстраивание значимых отношений способствует присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога. Таким образом, разработанная технология способствует:

  • Развитию умений анализа авторского текста
  • Развитию дискурсивной компетенции
  • Включению обучающегося в деятельность на уровне субъекта
  • Подготовке к ГИА и ЕГЭ
  • Позволяет осуществлять диагностику личностных результатов обучающихся с помощью программы «Текстовый анализатор»
  • Развитие дискурсивной компетенции учащихся
  • Развития умений анализа и самоанализа у учащихся
  • Результаты ЕГЭ по русскому языку (2012 год – 71,3 балла; 2013 год – 71,87 балла)
  • Результаты предметных олимпиад по русскому языку
  • Мастер-классы по использованию продукта
  • Публикация в сети Интернет
  • Печатное издание методики