О музее

Музей "Зеркало истории"
Размер шрифта

Каждый музей, идёт ли речь о крупном и всемирно известном или о совсем небольшом, имеет особую и уникальную историю своего возникновения. Это относится и к школьным музеям. Однако, у каждого музея есть свое основание для рождения и жизни.

Наш музей имеет очень длинную и интересную историю. В 70-е годы, когда повсеместно, особенно в учебных заведениях, стали создаваться музеи Боевой Славы, ученики нашей школы – участники КИДа (клуба интернациональной дружбы) в немецком городе Циттау встретились с ветеранами 7-го гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса.

В этом городе на заводе «Робур» был музей, посвящённый гвардейцам 7-го корпуса, т.к. солдаты этого корпуса первыми вошли в Циттау, освобождая немецкий город от фашизма. И благодарные немцы создали музей, посвящённый 7-му гвардейскому Нежинско-Кузбасскому механизированному корпусу. Там родилась идея создания такого же музея в нашей школе. Казалось бы, почему 7-й корпус? Ведь он был сформирован под Москвой в городе Ногинске, начал свой боевой путь под Великими Луками, а закончил в Чехословакии. Но после войны в Ленинград вернулось больше 100 человек-ветеранов корпуса, и они принесли огромное количество экспонатов и очень помогли в создании нашего школьного музея.

Наш первый паспорт №140 был выдан 23 февраля 1979 года Дворцом пионеров имени Жданова. Тогда музей назывался Залом Боевой славы 7-го гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса.

Время шло, музей развивался, изменялся; появились новые экспозиции, такие как фрагмент блокадной комнаты, экспозиция, посвящённая 2-й краснознамённой танковой армии.

После очередной реконструкции в музее был воспроизведён фрагмент солдатской землянки.

А совсем недавно мы открыли первые разделы, посвящённые истории нашей гимназии.

Таким образом, старое название уже не соответствовало нашему музею, и при очередной переаттестации в 2002 году мы поменяли его, взяв более широкое, более общее и просто более удобное в произношении название «Зеркало истории».

Наверное, можно задать вопрос о целесообразности создания небольшого школьного музея в таком городе, как Санкт-Петербург, где имеется огромное количество разнообразных музеев. Есть и большие серьёзные музеи по военной тематике. Но, уверяю вас, и школьные музеи очень нужны.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность, ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, неважно, музей всегда воспитывает патриота своей Родины, рождает в ребёнке гордость за свою школу, в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд, т.к. школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, водят экскурсии, выпускают газеты и т.д. В нашем музее, как, наверное, и в любом другом школьном музее имеется актив, состоящий из ребят, работающих в разных направлениях. Есть у нас свои традиции: каждое заседание большого Совета заканчивается играми, конкурсами, викторинами и чаепитием. Каждый год пишем рефераты и исследовательские работы по музейной тематике, собираем материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, часто – это истории из семейных архивов. В этой работе, конечно, детям помогают их родные и близкие. Например, маленький рассказ о боевом пути прадеда Егора Крашенинникова, ученика 5-го класса, постепенно с помощью его бабушки начал обрастать подробностями и превращаться в исследование.

В музее постоянно работает группа учеников-экскурсоводов, ребята проводят различные тематические экскурсии: Кравченко Лера – «Солдатский быт», Чумовицкая Надя – «Медицина военного времени», Париева Катя – «Солдатская землянка», Хорькова Таня – «Создание 7-го гвардейского Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса» и т.д.

Мы постоянно участвуем в районном и городском конкурсах экскурсоводов школьных музеев. Наши ребята становятся лауреатами и победителями в таких конкурсах, в 2008 и 2009 годах Безрукова Катя занимала 2-е место на площадке военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, а Катя Париева в 2008 заняла 1-е место на площадке музея А.В.Суворова.

Кроме экскурсий в самом музее мы проводим выездные экскурсии в младшей школе, используя макеты витрин и экспозиций.

Три года назад в гимназии произошла трагедия: скоропостижно скончался директор гимназии Маламент Валерий Григорьевич, человек всеми любимый, много сделавший для школы, известный в Адмиралтейском районе. При жизни Валерий Григорьевич очень активно помогал школьному музею. После смерти его вдова подарила нам его документы, награды, фотографии, и мы открыли витрину, посвящённую Валерию Григорьевичу, а 15 ноября стал днём памяти. В этот день мы проводим уроки и экскурсии по истории школы и музея.

Большое внимание уделяется такому методу работы как театрализация, ведь она как никакая другая деятельность, обращена именно к эмоциональной сфере ребёнка. А ведь апеллируя к эмоциональной сфере, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир ребёнка.

«…ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить» говорится в книге В.Франкла «Человек в поисках смысла».

В год 25-летия музея мы показали большую юбилейную театрализованную композицию «Нам 25», где в первой части греческие богини – забвения Лето и истории Клио – ведут философский спор о том, нужны ли нам вообще какие-то музеи, зачем хранить всякую старую рухлядь. И, конечно, спор принципиально решается в пользу музеев.

Хотелось бы отметить и такую интересную форму работы, как урок-реконструкция, когда к нам приходят наши друзья униформисты-коллекционеры в подлинной немецкой и советской форме военного времени со всеми мельчайшими деталями и беседуют с ребятами. Эти уроки очень нравятся детям.

В 2004 году традиционную литературно-музыкальную композицию, посвящённую Дню Победы, мы построили с использованием биографических материалов наших ветеранов В.И.Серкова и Г.М.Докучаева. В.И.Серков присутствовал на этом выступлении, думается, ему это было приятно.

Пространство нашего музея так удачно организованно, что позволяет нам проводить многие мероприятия прямо в музее. При проведении таких мероприятий мы также стараемся вносить в них элемент творчества и театрализации. На уроке, посвящённые началу изучения истории ВОВ, ребята сидят лицом к светосхеме боевого пути 7-го механизированного корпуса. Учащиеся не только слушают историю 7-го корпуса, проследив его боевой путь по карте-схеме, который показывают наши экскурсоводы, но и сами приходят с гитарами, поют песни о войне, читают стихи и рассказывают какие-то истории своих семей, связанные с Великой Отечественной войной. Я думаю, это помогает учителю создать определённый эмоциональный настрой перед изучением сложной темы.

В сентябре и январе в музее проводятся уроки блокады. На этих уроках ребята оказываются в блокадной комнате, что сразу же настраивает учеников на данную тему. Урок проходит в виде беседы, в которой сами дети принимают непосредственное участие. Ребята тоже заранее готовятся к этому мероприятию: учат стихи и песни о блокаде, записывают блокадные истории и воспоминания своих родных и знакомых.
Развернувшись лицом к подиуму-возвышению, где находится макет солдатской землянки, учащиеся становятся участниками театрализованной экскурсии, когда фрагменты экскурсий органично вплетаются в литературно-музыкальную композицию с разыгрыванием сценок по данной тематике
.

В 2009 году мы сняли документальный фильм о музее и его Совете с элементом реконструкции и театрализации.

Сегодня мы осваиваем новый вид экскурсии – интерактивную экскурсию.

Например, первое посещение музея мы начинаем с задания: пройти по музею самостоятельно и попытаться понять, увидеть, чему посвящён наш музей и его разделы, как он называется. Объясняем, что музей находится в трёх ярусах: внизу – напольные витрины и на них тоже надо обратить внимание, далее – идёт средний ряд с основными экспонатами, и не надо забывать о верхнем ярусе, где можно найти названия разделов. И уже потом начинается беседа, разговор о музее. Хвалим и награждаем активных, показываем фрагменты экскурсий силами наших юных экскурсоводов, чтобы младшие ребята увидели, чего может достичь каждый ученик при желании.

Иногда посещение музея превращается в игру. Назвав ребят разведчиками, даём задание самостоятельно походить по музею и найти ответы на следующие вопросы:

1.Сколько в нашем музее касок и чем они отличаются друг от друга?
2.Внимательно изучите и опишите солдатскую пилотку. Что вы увидели на пилотке времён Великой Отечественной войны? 
3.Изучая этикетки, найдите офицерские планшетки и попробуйте объяснить тем, кто не знает, что же такое планшетка.

Такие задания можно давать устно, а можно оформлять в виде музейной карты.

Далее мы рассматриваем отличительный знак воина советской армии: красную звёздочку с серпом и молотом и объясняем значение этих символов. Беседуем о том, зачем нужна солдату каска, от чего она могла человека защитить, о том, чем отличается русская каска от немецкой. Даём ребятам померить пилотку и каску.

Затем также внимательно рассматриваем офицерскую планшетку, хвалим тех, кто нашёл планшетку раньше других и выясняем, для чего офицеру нужна была планшетка, что он туда мог положить и почему планшетки имелись у офицеров, но их не было у солдат. Затем рассматриваем другие планшетки, т.к. в нашем музее имеется большая коллекция самых разнообразных планшеток. Отмечаем то общее, что при большом разнообразии есть у всех планшеток.

Есть у нас такой вид работы, как работа с отдельным предметом. Одним дали, например, солдатскую ложку, другим – котелок. Даём задание: найти все ложки и котелки в экспозиции музея, описать, чем они отличаются друг от друга, развиваем тему походно-полевой кухни. Дети часто даже представить себе не могут, чем и как питался солдат в походно-полевых условиях.
Самым внимательным и активным ребятам дарим какой-нибудь приз, например, буклет музея на память о посещении музея.

Такой вид экскурсии оставит гораздо больший след в памяти ребят. Самостоятельный поиск ответов на вопросы в музее активизирует творческие возможности ребёнка, заставляет ученика самого думать, размышлять, проявлять активность, превращает обычное посещение музея в игру.

Наверное, о работе музея можно рассказать ещё очень много, но нельзя не отметить, что музей не замыкается только на школьных делах, большую помощь и стимул оказывают различные общественные организации, с которыми контактирует наш музей. Это ДДТ «Измайловский», который проводит большое количество интересных мероприятий, а также ГДТЮ, который даёт возможность участвовать в различных городских конкурсах, играх, соревнованиях. Контакты с музеем фабрики «Гознак» расширяет наши знания об истории гимназии, т.к. долгие годы наша школа существовала при этом предприятии. Конечно, самые активные контакты осуществляются с Советами ветеранов Нежинско-Кузбасского механизированного корпуса, 2-й гвардейской танковой армии. А также наше участие в Ассоциации «От краеведения к гражданственности» приносит большую пользу в плане обмена опытом, познания новых инновационных форм работы.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи утверждал, что никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами, с фактическим изготовлением предметов.

Швейцарский психолог Жана Пиаже считает, что понятие вырабатывается у ребёнка только в результате самостоятельного действия с предметом. И все эти задачи прекрасно решаемы именно с помощью школьного музея.

Луханина Наталья Ильинична.