Если у ребёнка нарушение чтения и письма

Логопедический пункт
Размер шрифта

Расстройства чтения и письма (биография и дислексия) являются самыми распространёнными формами речевых нарушений у младших школьников.

Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы. Причины дисграфии и дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих зон мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Если ребёнок имеет нарушения чтения и письма, посещает логопедические занятия, родители должны способствовать закреплению получаемых знаний и навыков.

Если ребёнок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко-слоговой синтез.

Ребёнку можно предложить упражнения:

-назвать слово, произнесённое отдельными звуками (к, о, ш, к, а; к, о, м, н, а, т, а);

-назвать слитно слово, произнесённое по слогам;

-составит слово из слогов, которые даны в беспорядке;

-произнести слитно предложение, которое дано по слогам: ( На-тра-ве-не-вид-но-троп-ки).

Проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов.

Упражнения, способствующие устранению нарушения письма:

-добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу:

но... (нос), но... (нога), но... (норка), но... (носильщик);

-подобрать слово с определённым количеством звуков (с, сон, сани, сахар, собака, самолёт)

-составить слова с различным количеством слогов (кот, кошка, барабан, помидоры);

-преобразовать слова:

а) добавить звук (мех-смех, рак-брак, роза-гроза, стол-столб);

б) изменяя один звук в слове, составить цепочку слов ( сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын);

в) переставить звуки местами (липа-пила, палка-лапка);

г) составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (сом-муха-аист-тучи-индюк-кино-ослик-кот и т.д.);

д) назвать слова, в которых звуки расположены в обратном порядке (кот-ток, нос-сон,сор-рос).

Необходима постоянная работа по обогащению словарного запаса ребёнка.